12.02.2005 Белоярка 2.
В прошлый раз мне не удалось
найти зимнюю прямую дорогу между Белоярским
водохранилищем и Старопышминском. Однако
оставались веские основания предполагать, что
дорога эта есть. Вот и поехал в разведку. Выехал
из дома в 8:45 и направился в Старопышминск. Очень
долго не мог найти тепловой баланс в движении. На
улице около -18, а у меня пот с лица ручьем. Пытаюсь
регулировать вентиляцию молниями на куртке -
начинаю мерзнуть. За Старопышминском, проехав 23
км, остановился передохнуть и осмотреться. Сзади
печной дым городка, вертикально воткнутый в
морозное утреннее марево неба, впереди лес -
выстроившиеся, как на параде, одинаковые сосны с
голыми стволами и обмороженными верхушками.
Дорога хороша. Укатанный зимник. Даже возникает
сомнение - можно ли такую покатушку назвать
разведкой - уж больно комфортно. Пытаюсь
представить, куда можно здесь так интенсивно
ездить на машинах. В голову не приходит ничего,
кроме полигона. Однако, вот и своротка на полигон,
а дорога продолжает оставаться все такой же
"ухоженной". Сомнения заканчиваются, когда
выезжаю на огромную лесоповальную делянку. В
сторонке будочка, курят мужички. Подъезжаю,
здороваюсь, - есть ли дорога на Белоярку?
Уверенное - нет, - но обнадеживающее - парни на
санях туда ездят. Понимаю, что "сани" это
снегоход. Благодарю, прощаюсь - попробую пешком,
если что, вернусь. Мужички провожают
скептическим взглядом и мысленным вращением
пальцем у виска (а может и, что покрепче). Выхожу с
делянки пешком на снегоходный след. Удивляет
абсолютная уверенность - все будет хорошо. И
действительно, хорошо! Пройдя пару километров,
понимаю, собственно, ради этого и стоило
выбираться из шумного вонючего города. Ну и что,
что иду пешком. Зато, какая красота, тишина,
свежий воздух, птички поют. Снег вокруг испещрен
невероятным количеством звериных следов. Я не
охотник и не следопыт, но с удовольствием понимаю
- вот заяц наметил строчку своими
разноразмерными лапами. А это лиса вслед за ним
отправилась. А тут, наверно, лось неуклюже
пробирался по снежной целине. Идти легко и
комфортно. Плотный след снегохода вьется вдоль,
явно существующей здесь летом, дороги. Несколько
раз пытаюсь даже сесть в седло, но колеса вязнут в
снегу, скорость не намного выше, чем пешком, а сил
тратится гораздо больше. Ровно в 12:00 остаканился
рюмкой чая за здоровье коллег (велогруппа Ju-Ju),
едущих сейчас где-то по Европе из Шали. Нет,
ребята, в азиатском лесу кайфовей :) Малая Липовка
встречает щербатым бревенчатым мостиком,
засыпанным снегом. Лось, бедолага, как тут ноги не
переломал. Отчетливо видно, как он проваливался
копытами в пустоты между бревнами. Где положено,
снегоходная тропка сворачивает на юг, пробираясь
через Бол. Липовку таким же полу-мостиком.
Начинается спуск к Белоярке. Тропинка уплотнятся
до возможности ехать в седле. Однако, быстро
выясняется, что разгоняться нельзя. Все таки,
снегоходный след, это лишь плотный слой наста,
под которым еще сантиметров 20-30 рыхлого снега.
Иногда переднее колесо пробивает тонкую корку и
уходит в снег по ступицу. Если ехать быстрей
пешехода, то можно весело улететь через руль.
Лосиная кормушка. В живую я вижу такое сооружение
впервые. Останавливаюсь посмотреть. Навес, желоб,
в котором лежит что-то бело-каменное. Думаю, соль,
даже пробую на вкус - не солено :)
А вот и лед Верховодья просвечивает сквозь
деревья. Снегоходные следы уходят веером на
водоем. А мне пора "привалиться". На одометре
40 км. Вдали по льду несется ошалевший УАЗик. Чуть
заметные рыбаки усердно пытаются подцепить
удачу на стальной крючок. А у меня чай из термоса
и бутерброды. Собственно, резюме разведки.
Добраться до Белоярки через Старопышминск можно,
но надо 7-8 километров идти пешком.
Теперь два пути домой. Либо, по левому берегу
р.Пышмы по уже знакомому зимнику до Становой.
Либо, перебираться на тот берег Верховодья и
искать дорогу к Сарапулке. Естественно, выбираю
второй вариант. Примериваюсь к нескольким
снегоходным колеям. И нахожу наиболее плотную в
нужном направлении. Ехать нельзя, но идти можно.
Однако, что за беда. С приближением к середине
ледянного поля след снегохода начинает медленно
но верно исчезать под снежными наметами. В один
прекрасный момент, я понимаю, что стою на
абсолютно ровно-белой снежной целине. Дальнейшее
движение по азимуту. Благо, наст довольно плотный
и не дает глубоко проваливаться. Всматриваюсь в
противоположный берег, в надежде увидеть хоть
какую-то дорогу в лес. Сначала, безуспешно, но
цепкий глаз бывшего военного наблюдателя
выхватывает таки, сквозь деревья, силуэт
ВАЗовской девятки, притулившейся на берегу -
рыбаки приехали. Ну уж, если даже это
недоделанное детище российского автопрома
смогло сюда добраться, то я-то точно по их следам
выберусь. И действительно, от берега в лес ведет
весьма накатанная колея. Сомнений не возникает,
она идет в Сарапулку - а куда ж еще? Но чем дальше в
лес, тем глубже дорога начинает забирать на
восток. Даже возникает подозрение, не уеду ли я к
базам отдыха. Ну да ладно, другой колеи все равно
нет. Взбираюсь на горку. Спуск выводит на просеку
идущую уже на юг. Еще немного и... Я выезжаю на
асфальт. Блин! Как я не люблю асфальт! Но деваться
некуда. Ровная, как стрела, дорога, видная на
много километров. Спуск, подъем. Тоскаааа...
Километр асфальта забирает у меня сил больше, чем
пять километров по лесу. Однако, Сарапулка,
магазин, бутылка пива, перекур.
Да, забыл сказать. На самом деле, я еду в баню :)
Около Старопышминска (где я уже был сегодня), на
даче меня ждет теплая компания (день рождения у
товарища), натопленный дом, пиво-закуска и баня.
Я еще буду пытаться уйти с асфальта после
Становой и перед Большим Угором, на ЛЭПке. Даже,
по честному, попытаюсь выяснить у местного
населения, можно ли выйти с Шиловки на
Старопышминск через лес. Но, безуспешно, явных
дорог нет, а на разведку уже нет и времени.
Асфальт, асфальт и асфальт. Через Березовский,
магазин-пиво, обратно на Старопышминск. Круг
замкнулся. 77 километров за бортом, время 16:30. Я в
кресле, в кругу друзей поднимаю тост за
именинника.
На завтра останется домотать 20 километров до
дома. И сесть за отчет.
Общий пробег 97.7 км
Средняя скорость 12,6 км/ч
Время в пути 7:37