HOME

05.02.2005 В поисках дорог к воде.

lookwaymaptumb.jpg (13870 bytes)В качестве воды мне хотелось увидеть Белоярское водохранилище. Причем, добраться до него с наименьшим количеством асфальта под колесами. Наиболее интересным, в этой связи, представлялся маршрут, по которому летом водил в ПВД группу Леонид Глазырин. Через НовоСвердловскую ТЭЦ, по грунтовке вдоль ЛЭП до Сарапулки и далее по лесной дороге на восток-юго-восток, через кордон Котлы, к берегу Белоярки. Однако зима привносит свои нюансы в любые планы. Там где летом была, какая-никакая дорога, зимой ее может не оказаться. И наоборот, ушлые УАЗики, снегоходы, лесовозы могут по снегу накатать приличный зимник там, где летом ни проехать, ни пройти (например, болота).
В общем, в загашниках черепной коробки я имел два альтернативных плана:
1. ТЭЦ - Сарапулка - корд.Котлы - Белоярка - Курманка - возврат на электричке, или своим ходом по тракту(ну, этт врятт ли :) ).
2. ТЭЦ - Сарапулка - через мост на левый берег р.Пышмы - Верховодье Белоярки - СтароПышминск - Березовский - домой.
Сразу скажу, оба плана не состоялись. Получилось то, что получилось.
Выехал из дома в 8 часов утра. Еще темно, на термометре минус 16. Вдоль западного берега Шарташа (как красив был багряно-предрассветный противоположный берег!) выбрался к КОРу и дальше на НовоСвердловскую ТЭЦ. За городом становится заметно холодней, виндблок выпаривает наружу иней, очки покрываются льдом. В садах у ТЭЦ привычно заплутал и выехал под ЛЭП ровно в обратном направлении. Благо, вовремя заметил, что солнце где-то не там восходит. На всякий случай остановился, достал карту, компас, хотел сориентироваться. Гы, компас замерз. Он у меня какой-то фильдеперсово-китайский - стрелка плавает в масляной ванне. Вот масло на морозе и прихватило. Ну да ладно, без компаса разобрался (сунул его за пазуху отогреваться), развернулся, вышел в нужном направлении. И замерз сам. Просто, закоченел. Видимо пятиминутная остановка сбила тепловой баланс организма. Начинаю ехать - мерзну. Спешиваюсь, иду - согреваюсь. Так и перемежался с километр. Вдоль садов под ЛЭП абсолютно нормальная зимняя дорога. Оно и понятно - садоводы ездят и даже заказывают трактор для расчистки - по гребенке от его гусениц всю душу вытряс. За садами дорога становится похуже - классический лесовозник. А еще через километр и вовсе заканчивается. Дальше идет только след снегохода, однако, настолько плотный, что по нему удается даже ехать, какое-то время. Потом приходится спешиться, но идти весьма удобно. Вообще, пора бы спеть оду снегоходу:
- идут пешеходы - ура снегоходу,
- катятся лыжники - привет снегоходу,
- тащатся байкеры - салют снегоходу!
Право, что бы делали зимой туристы всех мастей, не будь этих скромных тружеников снежной целины. Вокруг снегу по колено, а эта шумная и бестолковая гусенично-лыжная машинка создает прекрасную плотную тропинку, по которой очень удобно идти и вести велосипед рядом с собой. Уж, какой я не любитель пеших прогулок, и то рад хоть такой возможности продолжать движение в нужном направлении. До Сарапулки еще километров 5. Можно и пешком дойти. Однако, уже через километр-полтора появляется колея от УАЗика (видимо со стороны Сарапулки ездят). Опять в седле, хотя весьма неустойчиво. Колея узкая, обувь цепляет за края и ноги срываются с педалей. Тем не менее, замечаю, что по узкой колее я стал передвигаться несколько уверенней, чем в начале зимне-байкерской карьеры. Время 11:00, на одометре 35 км, Сарапулка встречает лаем собак и сизым дымом слоями стелящемся над крышами домов. Подъезжаю к магазину и на пустынных прилавках мини-рынка устраиваю чаепитие из термоса. Подходит пожилой мужичок и сочувственно качает головой:
- Замерз, поди-ка? Холодно ведь. С утра минус 26 было. (насколько, оказывается, холодней за городом!)
- Не, - говорю - жарко. А от самого пар валит.
Дальше мне надо выехать из Сарапулки по асфальту на восток и искать своротку на лесную дорогу. С этим проблем не возникает. В нужном месте в лес уходит хорошо накатанная колея. Смущает одно - дорога весьма густо припудрена шелухой сосновой коры и обломками веток. Значит, по ней возят лес. Значит, она ведет на делянку. Через километр выясняется, что так и есть. Делянка, штабеля баланса и лесорубного мусора, вдали на просеке тарахтит трактор - тащит очередную партию сосновых верхушек на площадку. Дожидаюсь трактор и спрашиваю, есть ли отсюда хоть какая-то дорога на кордон Котлы. Тракторист уверенно отрицательно машет головой. На всякий случай обследую все выезды с делянки. Нахожу две накатанных просеки - по ним трактор волоком таскает продукцию на делянку. Но они ведут точно на юг (и закончатся, скорее всего, там, где срублено последнее дерево). А мне надо на восток. Да, кажется вот она, перекрытая поперек штабелем баланса, бывшая летом лесовозная дорога, ведущая в нужном направлении. Но сейчас по ней не то что ехать, идти не удастся - не зря прямо на чуть заметной в снегу колее с краю делянки навалены бревна - этой дорогой зимой не пользуются. Значит тупик. План номер один почил в бозе.
Возвращаюсь в Сарапулку. Выезд на северную окраину и поиск грунтовки к р.Пышме - там должен быть мост. Нахожу дорогу - приличная колея, она ведет к реке, но заканчивается у моста. По мосту машины не ездят. Перехожу на левый берег Пышмы и сразу нахожу хорошо накатанную дорогу. Потом я уже понял, это рыбаки ездят на лед Верховодья Белоярки от моста у Становой. Причем, укатано настолько хорошо, что и легковые машины явно проезжают. Движусь на северо-восток, постоянно поглядывая налево, в поисках зимника в сторону дороги к СтароПышминску. Ничего нет. Через несколько километров поражает красная табличка, прибитая к сосне: "Стоянка машин запрещена. Выезд на лед опасен..." Чё к чему? Какой лед в лесу? Смотрю вправо, ба, и точно, сквозь деревья уже видна ледяная равнина верховодья. Подъезжаю к чему-то вроде кордона (его нет на карте), оттуда доносится весьма габаритный лай нескольких собак, явно не привязанных. Решаю не рисковать и на ближайшем своротке ухожу на лед водохранилища. След машин идет прямо по льду. Вдали виднеются рыбаки. Достал карту. Посмотрел, что можно попытаться перейти по колее на ту сторону и, скорее всего, там будет зимник на Сарапулку. Но там я уже сегодня был. Дважды :) Собаки истошно лают и уже бегают по льду метрах в 50 от меня. Мало приятного. Тихонько ретируюсь на берег и двигаю назад. Без всякой надежды поглядываю, куда бы свернуть, чтобы попытаться выбраться к дороге на СтароПышминск. Один раз возникает нечто приемлемое - лесовозное. Но через 500 метров заканчивается на делянке. Ну все. Тут и сказке конец. За бортом 54 километра, время 13:15, конечная точка маршрута. Сел на пенек, съел пирожок (в смысле, бутерброд), запил чаем. Посидел, отдохнул, послушал музыку леса. Такое я слышал впервые. Знаете, такой музыкальный инструмент, по деревянным брусочкам бьют молоточком, ксилофон, что ли... Так вот, лес играл на ксилофоне. Причем, весьма часто и мелодично. И, что забавно, квадрофонично. Объяснение я нашел такое. За время холодной ночи ветки сосен промерзли, а днем стали отогреваться на ярком, почти весеннем солнце. И начали щелкать. Все разом и с разных сторон. Весьма забавное явление.
Возвращался по своим следам. Проехал вдоль берега чуть дальше, до моста у Становой. Там море машин, на льду Пышмы толпы рыбаков. Интересное зрелище. Дальше - скучно - асфальт до Шиловки. На вершине Большого Угора устроил не менее большой перекур. Ох и не люблю я эти асфальтовые горки :( Потом Березовский и домой.

Общий пробег: 92,9 км.
Время в пути: 7:00
Время брутто: 8:25
Средняя скорость 13,3 км/ч.

HOME

 

Hosted by uCoz